Стальные трубы, являются важнейшими инженерными коммуникациями для транспортировки жидкостей и газов (воды, пара, газа, нефти), также они необходимы при возведении строительных конструкций.
Именно уникальное свойство стали противостоять внешним и внутренним нагрузкам, дает возможность трубам эксплуатироваться в самых тяжелых условиях.
К сожалению такие изделия, имеют один существенный недостаток, это высокая коррозийность. Особенно этот процесс в несколько раз увеличивается при работе металла во влажных и агрессивных средах.
Решая проблему уменьшения коррозии труб, мы увеличиваем срок их эксплуатации строительных конструкций, а также уменьшаем аварийность коммуникаций.
Сегодня для гидроизоляции труб используются самые различные материалы, но основным является битумная мастика.
Битумная мастика, представляет собой вязкий материал, в основе которого лежит нефтяной битум, также в его состав входят специальные добавки, такие как каучук, резина, полимеры и другие компоненты, которые улучшают ее изоляционные свойства, прочностные характеристики, а также уменьшают расход самой антикоррозийной консистенции.
Обладая высокими защитными свойствами битумные мастики применяются для изоляции, как подземных, так и наружных трубопроводов. Подбор вида мастики и толщины изоляционного слоя, осуществляется в зависимости от климатических зон и других условий, в которых предполагается эксплуатировать трубы.
Преимущество битумных мастик
Эффективно защищают металл от коррозии
Высокая влагонепроницаемость
Хорошие теплоизоляционные свойства
Удобство работы, хорошая эластичность
Стойкость истиранию и к внешним механическим воздействиям
Термостойкость. Работают в диапазоне от -73 до +163 °C
Отдельные составы обладают диэлектрическими свойствами
При нанесении не требуется большого расхода
Химическая устойчивость к кислотам и щелочам
Не высокая стоимость
Битумные мастики подразделяются на несколько видов
По содержанию в них различных наполнителей, они бывают:
- Битумно-полимерные;
- Битумно-минеральные;
- Битумно-резиновые.
По способу применения:
- Горячие. Перед применением, данный вид требуется разогреть. Используется специальное оборудование. Все работы проводит проинструктированный и обученный персонал. Горячая мастика готовиться за несколько часов до применения;
- Холодные. Готовы к использованию. Удобны и безопасны в работе. При обработке не требуются высоко квалифицированной рабочей силы.
По составу:
- Однокомпонентные;
- Двухкомпонентные, содержат отвердитель.
Технология нанесения изолирующего слоя
Перед тем, как нанести битумную мастику, поверхность стальной трубы требуется очистить ее от грязи, остатков старой краски и появившейся ржавчины. Для этого лучше всего воспользоваться методом пескоструйной очистки, которая вдобавок на металле создает пористую поверхность, улучшающую адгезию нового защитного слоя
Нанесение изолирующего слоя на металлическую трубу осуществляется, следующими способами:
- С помощью валика;
- Кисточкой;
- С помощью специального пистолета распылителя.
При горячем способе обработки, мастику разогревают для требуемой вязкости. При холодном нанесении возможно добавления в состав специальных битумных растворителей.
Нанесение антикоррозийного покрытия происходит, как в один, так и в несколько слоев. Каждый новый слой накладывается после высыхания предыдущего.
Для придания битумному слою повышенной теплоизоляции, а также для большей стойкости к внешним механическим повреждениям, на еще не отвердевшую мастику накладывается дополнительное изоляция, это может быть: синтетическая ткань, асбест или стекловолокно.
Затвердение двухкомпонентной мастики при температуре воздуха +20 °С, происходит за 1-1,5 часа.
В заключении напоминаем, что битумная мастика, является легко воспламеняющим веществом, поэтому при работе с ней требуется соблюдение всех правил охраны труда и противопожарной безопасности.
При нанесении на трубу горячего состава, всем рабочим необходимо находиться в спецодежде, перчатках и иметь другие защитные средства, т.к. горячая смола может вызвать сильный ожог кожного покрова и повредить слизистую оболочку глаз.