К любым строящимся дачным участкам требуется подводка внешних коммуникаций (вода, газ, электричество), но могут возникнуть такие ситуации, когда, проезжая часть становиться серьезным препятствием. Возникает вопрос. Как решить эту проблему? Можно заказать бестраншейную укладку, но стоит такая услуга больших денег.
Но есть и альтернативный вариант. Если расстояние прохода и диаметр прокладываемого футляра небольшой, то такую работу можно осуществить своими силами.
Сегодня существуют несколько бестраншейных методов, но имея подручные средства, оптимальным вариантом будет метод прокола. Суть данной технологии заключается в том, что труба с заостренным концом, под воздействием внешних сил, производит уплотнения грунта, обеспечивая ее сквозной проход.
Прежде чем осуществить бестраншейную прокладку своими силами, помните, что потребуется не только иметь соответствующие инструменты, но еще произвести другие подготовительные работы, о которых будет подробно сказано ниже.
Основные рекомендации
Перед прокладкой трубы, изучите грунт на прилегающем к дороге участке. На глубину погружения проходной трубы, просверлите буром в нескольких местах отверстия. Если грунт представляет собой суглинки, глину и песчаные смеси, то проблем с проколом возникнуть не должно. Если на вашем участке есть скальные породы или другие коммуникации, то прокол может закончиться ничем. Труба просто упрется в препятствие. Также подземные пустоты и грунтовые воды, создадут серьезную проблему. Поэтому лучше всего, перед проведением самих работ, заказать геофизическое исследование грунта.
Очень важный момент. Если вы решились пробивать трубу своими силами, оцените свою физическую подготовку, в противном случае, наймите работника.
Как показала практика, ручной способ прокола, применим при условии, что ширина дорожного полотна не превышает 10 метров. Если дорога больше, то нужно заказывать бригаду со специальным оборудованием.
Если все выше перечисленные условия, не препятствуют проведению работ, вы должны убедиться, что под проезжей частью не проложены другие коммуникации. Особенно опасно, если там проходит газовая линия или какой другой магистральный трубопровод. Поэтому перед проколом грунта, следует изучить схему проходящих под проезжей частью энергетических сетей и, при наличии имеющихся, согласовать свои работы с соответствующей организацией. Помните, за несогласованные действия на вас может быть наложен большой штраф.
На последнем этапе подготовки, займитесь подбором футляра. Для этого не обязательно приобретать новый металлопрокат, можно сэкономить и купить и б/у трубу. Общая длина прокладываемого футляра, должна быть, как минимум на 2 метра больше ширины дороги.
Размер футляра определяется, площадью, укладываемой в нее коммуникаций.
Для прокола используются стальные трубы диаметром: 159, 219, 273, 325, 377, 426, 530, 630 мм. Перед вдавливанием трубы нарезаются на несколько частей.
Какие инструменты необходимы для самостоятельного прокола
Сварочный аппарат
Кувалда
Лопата
Лом
Болгарка
Бочка для воды
Ручной бур
Шланги для воды
Этапы работ
Сначала, делается внешняя разметка оси прохода и место для приямков.
С каждой стороны дороги, напротив друг дуга, посредством лопаты и лома, выкапываются приямки, такого размера и глубины, чтобы в них можно было удобно работать.
После намечают место выемки грунта под прокол. Расстояние от поверхности проезжей части, до прокладываемого футляра, должно быть не менее 100 см.
По обозначенной оси прохода трубы, кувалдой забивают, отрезок арматуры, предварительно заостренный. После заглубление ее части, к ней привариваю вторую и продолжают забивку, пока стержень не выйдет наружу с противоположного приямка.
После выполняется сам прокол. Первую часть отрезка трубы заостряют (УШМ нарезают «зубья») и надевают на вышедший из грунта стержень.
Выставляем горизонт футляра с помощью уровня. Посредством ударов кувалдой, происходит постепенное вдавливания трубы. Оставшийся в футляре грунт, под напором, вымывают водой. Для этого можно использовать помповый насос, подающий воду с бочки или, если есть водопровод, прямо со шланга сильной струей. В любом случае, помповый насос поможет откачать вымывающую грязь с приямка.
После того, как первая часть футляра зашла в грунт, к ней приваривается вторая часть и технологический процесс повторяется, пока заостренный конец трубы не появится с противоположного приямка.
На последнем этапе работ, труба подрезаются, под соответствующую длину футляра, с нее вынимается направляющая арматура, а в кожух заводятся коммуникации. Приямки закапываются, грунт уплотняется.